РЕЗОЛЮЦИЯ
X Международной научно-практической конференции
«Православный ученый в современном мире», проведенной в рамках
ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА
«РОССИЯ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА»
III Международный научный конгресс «Россия и вызовы современного мира» (далее – Конгресс), приуроченный к 10-летию создания МПОО «Объединение православных ученых», созданного по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия,был открыт 7 июля 2022 года в г.Воронеже на площадке Воронежского государственного технического университета.
В рамках Конгресса были проведены: 7 июля 2022 г. – X Международная научно-практическая конференция «Православный ученый в современном мире» на площадке Воронежского государственного технического университета, 8 июля – Круглый стол «Традиционные семейные ценности в изменяющемся мире» c международным участием в Липецком региональном отделении МПОО «Объединение православных ученых».
В работе Конгресса приняли участие ученые из 33 городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Архангельск, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Елец, Казань, Киров, Коломна, Краснодар, Курск, Липецк, Мичуринск, Мурманск, Новочеркасск, Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Саратов, Севастополь, Североморск, Симферополь, Ставрополь, Стерлитамак, Томск, Челябинск, Ялта и др.) и российские учебные заведения из 27 городов РФ, а также участники из 19 зарубежных стран (Беларусь, Сербия, ЛНР, Польша, Словакия, Эквадор, Мадагаскар, Нигерия, Казахстан, Украина, аспиранты и студенты из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Сирии, Ирака, Ирана, Гвинеи, Конго, Кот-д`Ивуар). В очном формате с применением дистанционных технологий в работе конгресса приняли участие ученые – представители Беларуси, Сербии, ЛНР, Польши, Словакии, Эквадора.
Приоритетными для обсуждения в рамках Конгресса стали темы:
- Новая доктрина российского образования;
- Идеология и ценности современной России;
- Российская экономика в условиях санкций;
- Правовая охрана традиционных духовно-нравственных ценностей;
- Евангельские ценности и будущее православного мира.
Общее количество участников мероприятий 7 и 8 июля 2022 г. составило 1510 чел., в том числе очных участников 385 чел., заочных участников– 25, онлайн-участников – 1100 (на различных площадках вузов и в индивидуальном режиме). Всего научных докладов (по всем видам мероприятий) – 98.
Участники Конгресса отметили, что за прошедшее время Объединение православных ученых проделало большую работу:
– были проведеноболее 200 научных и научно-практических мероприятий: конференций, конгрессов, форумов, круглых столов в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья;
– разработана «Национальная доктрина образования Российской Федерации» и «Концепция воспитания в Российской Федерации»;
- создана Серия трудов ОПУ, где публикуются значимые труды ученых МПОО ОПУ. К открытию Конгресса вышла восьмая книга Серии;
- научные работы членов Объединения издаются в научном международном Вестнике ОПУ, который выходит четыре раза в год, начиная с 2014г. Издается также популярный журнал «Объединение»;
– изданы при участии МПОО «ОПУ»более 30монографий, научных изданий;
- разработаны авторские проекты Объединения, среди которых международная студенческая Олимпиада по духовно-нравственной культуре, тематические конкурсы, викторины и т.п.
– оказывалась регулярная благотворительная помощь членам МПОО ОПУ в издательской и организационной деятельности.
По результатам проведенных дискуссий были сформулированы следующие положения:
1.Участники Конгресса считают необходимым возобновить работу над Указом Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» с привлечением к доработке и обсуждению проекта научной общественности. Это станет правовой основой защиты традиционных российских культурных, духовных и нравственных ценностей.
2. Предлагается провести широкое общественное и государственное обсуждение в целях дальнейшей реализации «Национальной доктрины образования Российской Федерации» (ред. 2020; 2021; 2022 гг.), подготовленной авторским коллективом ученых под руководством члена-корреспондента Российской академии образования В.И. Слободчикова; «Концепции воспитания в Российской Федерации» (2020 г.), разработанной под руководством протоиерея, доктора Теологии Геннадия (Заридзе), профессора В.М. Меньшикова, профессора С.В. Перевезенцева.
В предлагаемой «Доктрине» и «Концепции» определены цели, содержание, технологии и организация образования на основе традиционных ценностей России. Подчеркивается необходимость восстановления традиционного образования России и необходимость его перевода в систему непрерывного образования-от детского сада до вуза, дальнейшего профессионального роста специалиста.
Стратегическим элементом образовательной политики должен быть каркас констант бытия мира, человека, природы, культуры.Основой реализации данного каркасав образовательных учреждениях России должен стать обязательный (не по выбору) спецкурс «Духовно-нравственные основы государственности России».
3.Особое внимание уделить разработке учебных комплектов по основам духовно-нравственной культуры и основ православной культуры второго поколения. С этой целью объединить усилия всех православных ученых и педагогов.Разработать новые линейки школьных учебников по Истории и Обществознанию, базирующихся на российских традиционныхценностях, ориентированных как на существующие территорииРоссийской Федерации, так и на освобожденные регионы, прежде входившие в состав Украины.
4. Поддержать и совершенствовать существующую систему профильного обучения в средней школе, как основу ранней профориентации школьников. В рамках данной системы на уровне средней школы школьники выбирают предпочтительный профиль. Каждый профиль сопровождается элективными курсами по интересующему направлению обучения. Конгресс считает целесообразным выделение следующих уровней профилизации в средней школе, сопровождающейся набором профильных дисциплин:
Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экология, химия, биология. Считаем необходимым возврат в среднюю школу предмета геология, определяющего комплекс знаний о строении планеты Земля, ее экологических функций и минеральных ресурсов.
Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география.
Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования относительно выбора 3–4 предметов для углубленного изучения, не распространяются на универсальный профиль.
Профильное обучение в средней школе имеет высокую степень профориентационной эффективности, экономически целесообразно. Оно предопределяет ориентированность будущих абитуриентов в выборе профессии и делает излишней необходимость предлагаемого в системе высшего образования способа подготовки специалистов по системе отложенного действия, направленного на выбор профессии на первом уровне (2 года общеобразовательного обучения).
5.Участники Конгресса, представляющие ученых и преподавателей, практически задействованных в процессе высшего образования в различных регионах России, считают наиболее целесообразным переход к системе среднего профессионального образования и шестилетнего специалитета в высшем образовании. В условиях выхода России из болонского процесса качественно подготовленный специалист, прошедший две производственные практики, ориентированный на долгосрочное трудоустройство в России и сосредоточенный на потребностях российской экономики является наиболее оптимальным вариантом деятельности высшей школы. Доля зарубежных студентов в российских вузах в настоящее время составляет 7.7%. Данное незначительное количество студентов также может быть встроено в систему специалитета.
Непрерывное образованиеимеет возможности развития в предложенной системе в трех уровнях:
- профильное обучение в средней школе;
-среднее профессиональное образование, имеющее целью подготовку специалистов среднего звена;
-шестилетнийспециалитет, в процессе которого студент получает углубленные знания в рамках выбранной специальности. Значимым достоинством этой квалификации является высокий уровень востребованности специалистов среди российских работодателей;
- система дополнительного образования, включающего как освоение новых профессиональных программ на базе высшего образования, так и повышение квалификации по существующему профессиональному виду деятельности.
6.Подчеркивается, что цифровизация образования должна стать не целью и содержанием процесса воспитания и обучения, а отдельным инструментом образовательной деятельности. Нивелирование в процессе внедрения цифровых, виртуальных и дистанционных технологий роли и доли участия педагога значительно снижает качество образовательного процесса. Особенно недопустимо использование цифровых технологий в качестве основных, а не вспомогательных средств в процессе организации воспитания.
7.Участники Конгресса подчеркивают, что педагог всегда был и должен остаться живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, содействуя в познании фундаментальных законов бытия, природы, овладении современной методологией продуктивной профессиональной деятельности.
8. Участники Конгресса считают необходимым проведение анализа и широкого обсуждения демографической ситуации, сложившейся в России в период активной абортивной практики и последующей пандемии, унесших значительное количество жизней. Обозначена насущная необходимость в разработке демографической стратегии развития страны, основанной на ответственности отцовства, материнства и детства; экономической и социальной поддержке молодой семьи. С учетом успешности той демографической политики, которая основывается на прочной семье, активизировать воспитательную и просветительскую работу, направленную на формирование традиционных семейных ценностей.
В условиях современных вызовов дальнейшая деятельность Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» будет ориентирована на объединение педагогической и научной элиты интеллигенции стран православной цивилизации для целей осуществления образовательной и научной деятельности на основе православного мировоззрения;внедрение в студенческую молодежную среду, являющуюся близким будущим России, основ духовной и нравственной культуры, укрепление традиционных православных ценностей.