Сафронова Елена Викторовна
Руководитель Центра трансграничных правовых исследований,
профессор кафедры конституционного и международного права юридического
института Белгородского Государственного национального
исследовательского Университета, доктор юридических наук, профессор.
Елена Викторовна, основой Вашего мировоззрения является православие. Расскажите, пожалуйста, что (или кто) повлиял на выбор духовного стержня Вашей жизни?
       - Совсем непростой вопрос. Думаю, что это совокупность встреч и обстоятельств. Не могу сказать, что я выросла в воцерковленной семье. Однако детей в нашей семье крестили, в доме висели иконы и горела лампадка. Мы всегда отмечали Пасху. В школе нас убеждали, что человек произошел от обезьяны, а дома на мои детские вопросы о Боге взрослые отвечали уклончиво.
У меня есть одно воспоминание из детства, которого нет ни у кого из моих знакомых ровесников. Меня, девочку из благополучной семьи, где родители были инженерами, воспитывали не только они, бабушка и дедушка, с которыми мы жили вместе большой семьей, но и нищенка Саня. Саня была блаженной, она не имела своего дома, просила милостыню у церкви и каждую неделю в пятницу приходила к нам и оставалась на выходные. Саню оставляли присматривать за мной. Она никогда не звала меня по имени, только «Умницей моей». Мы играли и слушали народные песни, которые она очень любила.  Я всегда ждала Саню. Она приносила мне гостинцы, а когда я подросла – вместо конфет каждую неделю одаривала железным рублем. Монеты я копила и собрала целую коллекцию. Имущество Сани хранилось у нас дома. Это был дубовый сундук, вещи в котором Саня любила перекладывать. Среди ее вещей мне нравилась блестящая медная мыльница, которую я мечтала получить в подарок. Умерла моя подруга, когда мне было лет 11-12.
Привечать Саню начала моя бабушка – папина мама. Бабушку я очень любила. Наверное, больше всех. Она старалась дать милостыню всем нуждающимся. В моей памяти встречи не только с Саней, но и Дуней Дугинской, Колей-Бабасей. Бабушка была центром моей детской вселенной, а ее авторитет в семье - безграничен. Когда мне исполнилось 14 лет, наша семья пополнилась сразу тремя маленькими детьми. В семье двоюродного брата моего папы (племянника бабушки) случилась трагедия – погибла жена. Молодой мужчина в 27 лет остался с тремя детьми (года, двух и семи лет). Наша семья сразу стала большой и многодетной: мама, папа, бабушка, дедушка, я, сестра, а еще Коля (так я звала своего дядю), Саша, Иринка и Аленка. Немного позднее семья пополнилась еще моей парализованной бабушкой по маме. Так и жили большой, дружной, патриархальной семьей, несколькими поколениями.
Мои воспоминания детства самые теплые. Я росла в семье, где любили друг друга. Слава Богу, что и сейчас очень дружны.
Процесс воцерковления всей нашей семьи начался с моей младшей сестры и ее удивительной личной истории. Ее вера и молитва человек за человеком привела членов семьи в церковь. Когда сестра заболела и ей поставили страшный неутешительный диагноз (саркома), к Богу побежала и я. Чудо случилось, сестра исцелилась.
Потом было много важных встреч, самой главной из которых стала встреча с Батюшкой (о. Геннадием), и в моем мировоззрении совершился поворот на 180 градусов и не только у меня, но и у моего сына.
Были ли в Вашей жизни случаи, про которые можно сказать, что в них Господь помог Вам чудесным образом? Или промыслительные ситуации, которые повлияли на последующие события в Вашей жизни?
Полагаю, главное чудо – это исцеление сестры. При ее болезни живут не годы, а месяцы. Промыслительная встреча – встреча с батюшкой, обретение духовного отца. А вообще, христиане каждый день чудеса видят. Достаточно в окно посмотреть. Кругом чудеса. Мне, надо сказать, «везет», всегда хорошие люди встречаются. У меня дар от Бога - люблю людей и легко прощаю. Как бы не растерять его. Кстати, по мере воцерковления открывались удивительные истории нашего рода. Самой потрясающей была судьба прабабушки по линии мамы – Прасковьи, которую с полным правом можно назвать новомученицей и исповедницей Русской Церкви. Думаю, что нужно читателям про нее рассказать. Поучительно очень.
Расскажите, Елена Викторовна.
-Прасковья, по рассказам ее дочери нашей бабушки Евдокии, была очень верующей женщиной. В начале к 30-х годов она осталась вдовой с двумя дочерями. В колхоз вступать отказалась, не приняла и церковных обновленцев. Вот и завели на нее уголовное дело по статье 58-10 УК РСФСР. Ей вменялось членство в церковно-монархической организации. Арестовывали два раза в 1932 и 1938 гг. Дали 10 лет. Бабушка, которой было 6 лет, так вспоминала арест матери. «Ранним утром, когда мы с мамой еще спали на печи, раздался стук в дверь. Пришедшими оказались сотрудники НКВД.
- Вострикова Прасковья Андреевна?
- Да.
- Вы арестованы.
- Да за что же я арестована? Я же ничего не своровала, никому никакой беды не сотворила…
- Ты Богу молишься. Хочешь жить? Отрекись от Бога!
- Да как же так…
- Скажи, что Бога нет, мы уйдем!
- Нет! Есть Бог!
- Детей сиротами оставляешь, дура! Отрекись!
Но мама встала перед Образом, перекрестилась и твердо сказала:
- Бог есть, и он моих детей не оставит! Забирайте!
- Ведь и не оставил, - всегда добавляла бабушка, - мне в жизни плохих людей не встречалось».
Вот такая история, такой подвиг. Она ушла, уповая на Бога, оставляя сиротами своих дочерей.
Два года назад эта семейная легенда нашла документальное подтверждение. В Архиве Воронежской области мы нашли два уголовных дела Востриковой П.А., где были и протоколы допроса. Процитирую: «Я не нуждаюсь, чтобы меня выпускали на свободу, а наоборот хочу стать жертвой для Христа за свои грехи – эти грехи знаю я да Господь. Больше добавить не могу».
Пока мы достоверно неизвестно, где отбывала наказание Прасковья, но по рассказам бабушки знаем, как их – мучеников за веру - выводили на лютый мороз, обливали ледяной водой с предложением – отречься; и как они выстояли. Думаю, что Прасковья ходатайствует за нас перед Богом.
Что для Вас значат паломнические поездки по святым местам?
        Я не считаю паломнические поездки важным атрибутом христианской жизни. Часто они превращаются в туристические путешествия. Хорошо свой приход обрести и своего духовника. А путешествовать я, конечно, люблю.

Как Вы пришли к выбору профессии? И как сложилась Ваша профессиональная деятельность?
        С детства мечтала быть учительницей, юристом и актрисой. Теперь я учительница юристов, имеющая свою аудиторию, поклонников, которая почти каждый выступает. Мне не на что жаловаться. Моя профессиональная деятельность, как теперь говорят, успешна. 20 лет назад (в тридцать пять лет) защитила докторскую диссертацию и стала востребованным специалистом. Была деканом, заведующей кафедрой. В настоящее время я ординарный профессор, возглавляю Центр трансграничных исследований в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Слава Богу за все.

По Вашему мнению, возможно ли совмещать в общественной жизни исполнение юридических законов и исполнение заповедей Нового Завета, данных нам Господом Иисусом Христом?
А почему нет? Разве право понуждает нас совершать грех? Мне нравится цитировать Владимира Соловьева: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад». К сожалению, есть законы, которые могут попустить грех, легализовать его, как, например, в западных странах брачно-семейное законодательство, но совершать они не понуждают. На мой взгляд, государство с помощью права призвано бороться со злом в его социальном проявлении. Главное место борьбы со злом – это человеческие души.

В 2002 году Вы, как самый молодой доктор наук, были внесены в региональную Книгу рекордов Гиннесса (Липецкая область). Под Вашим руководством более 40 ученых, работающих в различных городах России и мира, защитили диссертации и получили степень кандидатов и докторов наук. До недавнего времени Вы преподавали одновременно в восьми вузах страны. В настоящее время возглавляете Центр трансграничных правовых исследований и являетесь руководителем белгородского отделения «Объединения православных учёных». Что дает Вам силы для столь обширной и разносторонней деятельности?
        Господь. Правда, это я только теперь понимаю. Раньше думала, что сама молодец! Непобедимое тщеславие!
  
Елена Викторовна, как в Вашу жизнь вошло “Объединение православных ученых” и что для Вас лично важно в деятельности объединения?
        Почти десять лет назад я подала заявку на патриарший конкурс «Православная инициатива» на проведение международного молодежного форума «Нравственные императивы в праве, образовании и культуре». Идея возникла на фоне нарастающих в мире тенденций превращения юриспруденции в главное средство легализации нравственных пороков: гомосексуализма, педофилии, ювенальной юстиции. Парад узаконения однополых браков, нарастание тенденции упразднения понятий «мать» и «отец», рост стремлений закрепления права на смерть – все это тревожило. Одним из условий участия было наличие рекомендаций. Я, как говорится, «погуглила» и наткнулась на сайт «Объединения православных ученых». Попросила рекомендацию, дали, но грант мне не дали. Однако идею мероприятия поддержал отец Геннадий. В этом году провели уже IX форум. Следующий год юбилейный. За прошедшие годы белгородский форум превратился в самое масштабное мероприятия Центрального Черноземья, на которое съезжаются сотни участников из различных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Форум вносил и вносит свой вклад в осознание процесса «легализации греха». Полагаю, что поправки в Конституцию РФ – это отчасти и наша заслуга.
        Для меня «Объединение православных ученых» – это школа для подготовки к христианской апостольской миссии.

Как Вы оцениваете влияние подобных мероприятий на формирование мировоззрения молодого поколения? Находят ли такие форумы отклик в душах молодых людей?
        Конечно, находят. Наша главная цель – это воцерковление. И оно происходит. Я лично в первые годы проведения форума в церковь ходила всего несколько раз в год, а теперь каждую неделю причащаюсь. Даже участвующие в форуме иностранцы часто становятся православными.

Как может проявить себя православный педагог при взаимодействии со студентами в рамках учебного процесса?
        Проявить? Наша задача не проявлять себя, а просвещать, открывать истинные смыслы личной и профессиональной жизни. Любая учебная дисциплина предоставляет такие возможности. При общении со студентами, на мой взгляд, важно быть искренним.

Сейчас в нашу даже повседневную жизнь входят все больше и больше такие понятия, как “трансгуманизм” и “евгеника”. Людям хотят внушить, что эти направления развития цивилизации значительно увеличат умственные, физические и психологические возможности человека, что позволит устранить страдания, болезни, старение и сделать жизнь человека радостной. Чем опасно развитие общества в этом направлении с точки зрения православного понимания антропологии человека?
Это главная тема современности. Человек столько веков изгонял из своей истории Бога, а теперь в этой истории не остается места и Человеку. Знаковой чертой последнего столетия – времени расцвета гуманизма - была защита прав человека. Провозгласив наличие у человека неотъемлемых прав, человечество закрепило их на международном и национальном уровне. Провозглашение и закрепление на универсальном уровне прав человека породило тенденцию бесконечной борьбы за расширения каталога прав. И если в начале эпохи гуманизма человек боролся за право на жизнь, за защиту естественных права, то теперь все активнее отстаивается противоестественное и право на смерть. И это не только право на эвтаназию и самоубийство, но и право на отказ и бесконечное изменение своей биологической природы.
Все очевиднее и очевиднее виден переход в новую эпоху – эпоху трасгуманизма, а точнее трансантропологизма. Эпоху, в которой лишним становится человек. Знаете, какой вопрос всегда вызывает затруднения у докладчиков по проблемам цифровизации и искусственного интеллекта? «Куда вы денете людей?». Ответа никогда нет.Мы живем в эпоху тектонических изменений. Знамения этой эпохи, как говорится налицо: объединение всех на платформе отсутствия истины, так называемый нравственный релятивизм (принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла); отказ от биологической природы человека (трансгендер, постчеловек); развитие сетевого общества и уход человека в виртуальную реальность; цифровизация, искусственный интеллект; тотальный контроль над человеком и манипулирование массовым сознанием. Понять суть происходящих событий можно лишь, базируясь на религиозном мировоззрении. Каждый верующий знает об откровении Иоанна Богослова. События, описанные там, предшествуют Второму пришествию Иисуса Христа. Пророчества Иоанна Богослова начнут сбываться, когда Добро и Зло поменяются местами и люди будут убеждены, что добро есть зло, а зло есть добро. Уже сегодня многие пороки возводятся в добродетель, что является предвестником конца света. Что делать человеку? Учиться жить со Христом. 

Елена Викторовна, позвольте задать Вам еще два актуальных вопроса на сегодняшний день. Многие люди настороженно относятся к проекту внесения поправок в закон, который получил в народе название “об обязательной эвакуации”. Они были приняты в первом чтении 18 мая 2021г. Люди опасаются превышения полномочий властей при его возможном исполнении, особенно в нынешней ситуации, обозначенной как “пандемия”. Насколько наши граждане могут рассчитывать на правовую защищенность в таких условиях?
Лично я не вижу ничего опасного в этом законе. С пандемией закон не связан. В пояснительной записке к документу говорится, что "с учетом сложившейся практики реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера законопроектом предусматривается введение обязанности для граждан Российской Федерации эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации". Понять значимость закона помогают пожары и наводнения последних лет. Однако такая реакция общественности мне понятна. К сожалению, авторитет власти у нас невелик и это вполне объяснимо.

     Второй вопрос - вопрос об увольнениях сотрудников или отстранении с мест работы без сохранения заработной платы за отказ от вакцинации?
Этот вопрос связан с первым. Считаю недопустимым принудительную вакцинацию. Людей нужно убеждать в важности проводимых мероприятий, тем более тех, которые касаются их здоровья. В случаях отстранения от работы следует разбираться в каждом отдельном случае индивидуально, изучив ведомственные и локальные акты. Никто не мешает гражданам обращаться в суд.

      В заключении, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в столь непростое время, когда во многих странах мира стремительно меняются основы таких понятий, как нравственность и мораль, а сами изменения закрепляются принятием безнравственных законов?
Оставаться с Богом. Зло внутри каждого из нас. Не в наших силах бороться со вселенским злом. Надо стремиться с помощью Бога исправить себя. Если мы сами станем чуть-чуть лучше, то и мир станет на капельку чище.